Аналитическая записка: Роль музеев в образовании и развитии культурно-познавательного туризма
В рамках долгосрочного проекта ЮНЕСКО/МФГС «Управление музеем – XXI век» по проведению регионального тематического тренинга ЮНЕСКО/ИКОМ и первой экспертной встречи «Роль музеев в образовании и развитии культурно-познавательного туризма» (18-22 октября 2011, Киев, Украина) подготовлена Аналитическая записка и DVD диск с материалами тренинга.
Документ подготовлен Украинским комитетом ИКОМ, с участием экспертов Русского музея и Государственного Эрмитажа, а также при консультативной поддержке экспертов из стран-участниц, включая Армению, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина, при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Образование является одним из основных видов деятельности музея наряду с хранением, изучением и экспонированием музейных предметов. Сегодня, в условиях постоянно возрастающего информационного потока, потребность общества в информации целевой, выверенной, структурированной и поданной в доступной форме, велика как никогда. Музеи, столетиями аккумулирующие цивилизационный опыт человечества, наряду с университетами и научно-исследовательскими институтами, являются бесценным источником такой информации. В отличие от академических учреждений, музеи открыты более широким кругам общества. Возможности музея, как уникального посредника между объектом историко-культурного наследия и реципиентом культурных кодов — посетителем, в сфере образования практически безграничны.
Аналитическая записка о роли музеев в образовании и развитии культурно-познавательного туризма разработана с учетом стратегических инициатив ЮНЕСКО «Наследие и диалог» и «Глобальное партнерство в поддержку музеев». Они призваны привлечь музеи и связанные с ними учреждения, как жизненно важных партнеров при внедрении культурной политики для устойчивого развития и помогают развивать новые подходы к сложным вопросам управления культурным наследием путем создания региональной экспертной группы, работающей на продвижение образовательного потенциала музея, в частности, межкультурного диалога и социального единства.
Аналитическая записка разработана на основе проведенных исследований и рекомендаций, которые подчёркивают необходимость и эффективность дальнейшего развития партнерских связей и сотрудничества между музеями на международном уровне, включая пространство СНГ, в рамках совместного проекта ЮНЕСКО/МФГС, а также совершенствование музейного дела с учетом соответствия международным стандартам и усиление роли музеев как центров знания, просвещения и самообразования, досуга и творческого общения.
Аналитическая записка включает в себя следующие вопросы:
- Образовательная роль музеев в контексте современной культуры
- Эффективное использование музейного ресурса в развитии устойчивого и сбалансированного туризма (включая ИКТ)
- Проблемы актуализации музейного знания и коллекций для посетителей различных возрастных и социальных категорий
- Инновационные формы работы с посетителями, предоставляющие им возможности творческого участия в расширении знаний и межкультурного диалога
Источник: Бюро ЮНЕСКО в Москве
(1,04 Мб) Скачать на русском языке