Странствующая столица: роль культуры в развитии территории
Цель настоящей публикации – познакомить читателя с философией, задачами, методологией и опытом двух масштабных культурно-политических программ, направленных на развитие городов средствами культуры. Книга содержит перевод доклада о реализации программы «Европейская культурная столица», подготовленного под руководством Роберта Палмера по заказу Еврокомиссии, и аналитическое эссе Анны Гор о программе «Культурная столица Поволжья». Издание адресовано творческим профессионалам, менеджерам культуры, исследователям, а также представителям муниципальных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.
Книга рассказывает о двух масштабных культурно-политических программах. Одна из них, «Европейская культурная столица», началась в 1985 году и до сих пор продолжается как программа Европейского союза. Другая, «Культурная столица Поволжья», была реализована в 2001 – 2006 годах в России, на территории Приволжского федерального округа, и на сегодняшний день закончена. Российская программа прямо заявляла о своем родстве с программой Евросоюза, однако во многом от нее отличалась.
В обоих случаях мы, несомненно, имеем дело со смелым культурно-политическим экспериментом, который основывался на сложившихся в конце ХХ – начале XXI века представлениях о роли культуры в развитии городов.
Цель настоящей публикации – познакомить читателя с философией, задачами, методологией и опытом Культурных столиц, рассказать, как они воспринимались в момент их проведения и какими они предстают сегодня в исследованиях и воспоминаниях организаторов.
Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит перевод доклада о реализации программы «Европейская культурная столица» в 1995 – 2004 годах. Доклад был подготовлен по результатам исследования, выполненного под руководством Роберта Палмера по заказу Еврокомиссии. Вторая часть книги – это аналитическое эссе о программе «Культурная столица Поволжья», написанное Анной Гор специально для настоящего издания.
Авторы книги хорошо знакомы с практикой Культурных столиц. Роберт Палмер был директором программ Европейской культурной столицы в 1990 году в Глазго и в 2000 году в Брюсселе, а Анна Гор руководила Культурной столицей Поволжья в течение всего времени проведения этой программы. В публикуемых здесь текстах они выступают в иной роли – как исследователи, анализирующие собственную деятельность и деятельности других людей и институтов, которые на протяжении многих лет принимали участие в развитии программы.
Аналитическая презентация программ такого масштаба – задача чрезвычайно сложная. Как европейская, так и российская «Культурная столица» относятся к категории «мегапроектов» и, пожалуй, не имеют аналогов в сфере культурной политики. Это долгосрочные, комплексные, «многомерные» программы, имеющие «скользящую» от года к году географию. При их проведении необходимо принимать во внимание различные политические, экономические, общественные и собственно культурные интересы, учитывать обстоятельства развития конкретных городов, и в то же время – приоритеты более крупных территориальных образований, будь то Европейский союз или Приволжский федеральный округ. В этих программах сложным образом соединяются глобальные и локальные тенденции, наследие и инновации, жесткие параметры – финансирование, инфраструктура, транспортная доступность – и такие трудно поддающиеся анализу факторы, как качество городской среды, атмосфера, творческая энергия или эволюция образа городов.
В «Культурной столице» существует наглядная, видимая часть программы, ее «культурная ткань» или событийный ряд – то, о чем в основном пишет пресса и рассказывают очевидцы. Настоящая книга – не об этом. Читатель не найдет здесь развернутого описания проектов или подробного перечисления событий «года культуры» в том или ином городе.
Внимание авторов настоящей книги сосредоточено на другой, «подводной» части этого айсберга, обычно скрытой от глаз широкой публики, журналистов и даже участников отдельных проектов. Речь идет о той внутренней политической, финансовой, проектной и организационной работе, которая проходит «за кулисами», но обеспечивает цельность, связность, общую осмысленность всей программы и гарантирует удовлетворение интересов ее разнообразных участников. Иначе говоря, предметом книги является менеджмент программы «Культурная столица» в Европе и России.
Источник: сайт «Института культурной политики»