Новости
27|022013Широкополосная связь – недостающее звено на пути к всеобщему доступу к образованию
Новый отчет Комиссии ООН по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи предлагает стратегии использования высокоскоростных сетей в целях обеспечения образования для всех.
Широкополосная связь несет в себе небывалый потенциал. Согласно недавно опубликованному отчету Комиссии ООН по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи, она содействует сокращению неравенства в образовании, преобразованию процесса обучения и совершенствованию навыков, необходимых в условиях глобализации экономики, учитывая, что правительства обеспечивают к ней доступ. Кроме того, широкополосная связь дает возможность преподавателям и студентам использовать новые технологии, облегчает публикацию материалов на местных языках и содействует созданию и распространению открытых образовательных ресурсов.
Обзорный отчет Комиссии ООН по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи озаглавлен «Технологии и широкополосная связь в образовании: на пути к образованию для всех». Отчет содержит анализ того, как расширение доступа к высокоскоростным технологиям путем использования стационарных и мобильных платформ помогает учителям и студентам во всем мире пользоваться преимуществами такой связи как в своих собственных интересах, так и в интересах местных общин.
Доклад был представлен в ходе открытия Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества «ВВИО +10», которая прошла с 25 по 27 февраля в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. На открытии присутствовали Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и Генеральный секретарь Международного союза электросвязи и сопредседатель Комиссии Хамадун И. Туре.
В докладе Комиссии, координируемой ЮНЕСКО, подчеркивается важная роль использования широкополосной связи как средства более быстрого достижения всеобщего начального образования – одной из Целей развития тысячелетия и задачи программы «Образование для всех». Несмотря на то, что до завершения поставленного срока выполнения этих целей осталось менее трех лет, 61 миллион детей младшего школьного возраста и 71 миллион детей возраста низшей ступени среднего образования не посещают школу. По оценкам, для достижения цели всеобщего начального образования необходимо дополнительно 1,7 миллиона учителей. Кроме того, в мире насчитывается около 793 миллиона неграмотных взрослых, 64% из которых составляют женщины. Самый высокий уровень неграмотности отмечается в странах Африки к югу от Сахары и Южной и Западной Азии.
«Были сделаны большие успехи в достижении целей всеобщего образования к 2015 году, однако, ситуация во многих странах остается неудовлетворительной», – заявила Ирина Бокова. – «В этом отношении цифровой разрыв продолжает оставаться одной из отличительных черт неравенства в развитии. Происходящая в наши дни мобильная и Интернет-революция предоставляет беспрецедентные возможности всем странам, особенно развивающимся и наименее развитым. Мы должны максимально использовать потенциал широкополосной связи для расширения доступа к качественному образованию для каждого человека и для развития у всех граждан знаний, навыков и ценностей, необходимых для успешной жизни и работы в эпоху цифровых технологий».
В докладе отмечено, что участие в мировой экономике все больше зависит от умения ориентироваться в цифровом мире. Однако авторы доклада предостерегают, что традиционные учебные программы до сих пор направлены скорее на накопление знаний, чем на их практическое применение, и не способны привить учащимся навыки в области ИКТ, необходимые для их трудоустройства в мире экономики, основанной на знаниях.
«Невозможно отрицать способность широкополосной связи повышать качество образования и улучшить учебный процесс», – считает Хамадун Туре. – «Качественное и всестороннее образование является основой будущей жизнедеятельности и семей. Образование расширяет не только кругозор, но и перспективы трудоустройства. В настоящее время у учащихся развивающихся стран есть возможность получить доступ к библиотекам престижных университетов в любой точке мира, безработные могут получить новые навыки и возможность трудоустройства в других областях, учителя могут использовать для планирования своих уроков советы, материалы и опыт других педагогов. С каждым из этих достижений виртуальный мир способствует успехам реального мира в образовании, установлении диалога и взаимопонимания между народами.
Несмотря на быстрое увеличение доступа к услугам фиксированной и мобильной широкополосной связи, цифровой разрыв остается значительным. По оценкам Международного союза электросвязи, на конец 2012 года доступ к Интернету имели около 2,5 миллиардов человек, однако в развивающихся странах Интернет-пользователи составляли лишь четверть населения. В наименее развитых странах их доля еще ниже – всего 6%. Данные последнего отчета МСЭ «Измерение информационного общества» свидетельствуют о существенном неравенстве на мировом и региональном уровне в отношении как уровня развития ИКТ, так и ежемесячной стоимости доступа к широкополосной связи, которая в 17 странах до сих пор превышает среднюю месячную зарплату.
Согласно отчету, к 2009 году в странах ОЭСР 93% школьников в возрасте 15 лет имели доступ к компьютеру и Интернету в соотношении 8 учеников на 1 компьютер. Однако в развивающихся странах доступ к ИКТ по-прежнему остается большой проблемой. Так, по данным исследования, проведенного в Кении и опубликованного в 2010 году, только 3% школ имели доступ к Интернету, а в большинстве африканских стран на 1 компьютер приходится в среднем 150 школьников.
В то время как во многих странах основную долю высокоскоростного интернета составляет фиксированная широкополосная связь, наиболее быстрый рост наблюдается в сфере услуг мобильной широкополосной связи. По данным МСЭ, в 2011 году темп роста услуг мобильной широкополосной связи составил 40% по всему миру и 78% в развивающихся странах, где такая связь зачастую является единственно возможным способом подключиться к Интернету.
Доклад представляет собой результат совместной работы многих членов Комиссии и организаций, которые они представляют, в том числе Alcatel-Lucent, партнерство Connect-to-Learn (Институт Земли Колумбийского университета/Эрикссон/Millennium Promise), Intel и Межамериканский банк развития. В частности, над отчетом работали члены Комиссии ООН по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи Суви Линден, Ясна Матич и Иво Ивановки, а также Специальный советник Комиссии Пол Будде.
В докладе представлены конкретные примеры программ как из развитых, так и из развивающихся стран, включая Программу распространения грамотности с помощью мобильных телефонов в Пакистане и Программу гармонизации на севере Уганды, направленную на обучение молодежи способам разрешения конфликтов, развитие навыков в области ИКТ и социальных сетях. Обе программы осуществляются при поддержке ЮНЕСКО.
Рекомендации в области политики
Отчет Комиссии ООН по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи содержит ряд стратегий, которые правительства, особенно в развивающихся странах, и другие органы управления образованием должны применить для наиболее эффективного использования ИКТ:
1. Расширить доступ к ИКТ и широкополосной связи
Руководящие органы призываются к дальнейшему внедрению межсекторальной политики, направленной на обеспечение недорогого и справедливого доступа к ИКТ и широкополосной связи для всех граждан, и в частности, для женщин, девочек и из маргинализированных групп населения.
2. Использовать ИКТ при профессиональной подготовке и непрерывном образовании
Принимая во внимание быстрый темп технического прогресса и такие проблемы, как высокая безработица среди молодежи, правительства должны предусматривать финансовое стимулирование в целях поддержки внедрения ИКТ и широкополосной связи для любого рода деятельности, направленного на создание новых рабочих мест и проведение непрерывной профессиональной подготовки.
3. Развить навыки в области ИКТ и «цифровой грамотности» у всех преподавателей и учащихся
Правительства должны поставить преобразование образовательной системы на первое место с целью ее адаптации к цифровой революции. Развитие у преподавателей и учащихся навыков эффективного использования ИКТ является ключевым фактором совершенствования образования и оценки результатов обучения.
4. Содействовать обучению с использованием мобильной связи и открытых образовательных ресурсов
Руководящим органам следует разработать систему поощрений в целях распространения открытых образовательных ресурсов. Кроме того, использование мобильной связи должно поощряться на любом уровне и при любой форме образования в целях облегчения доступа к высококачественному образованию.
5. Поддерживать развитие образовательных материалов, адаптированных к местным условиям и языкам
Простая установка ИКТ-оборудования недостаточна – необходимо также выделение средств для создания экосистем онлайновых образовательных приложений и услуг с местным содержанием и на местных языках.
6. Сократить «цифровой разрыв»
Руководящим органам рекомендуется осуществлять дальнейшую работу по сокращению цифрового разрыва между развитыми и развивающимися странами путем поддержки международного сотрудничества и партнерства.
***
Полная версия обзорного доклада (на английском языке)
www.broadbandcommission.org/report2/overview.pdf
Основные положения отчета (1 страница)
www.broadbandcommission.org/index.html#outcomes
Подробнее о Комиссии по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи
Источник: портал ЮНЕСКО