Новости
14|112009«Лики истории в европейском искусстве XIX века»
30 ноября 2009г. в 16.00 в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается выставка «Лики истории в европейском искусстве XIX века» из российских и зарубежных музеев в рамках знаменитых «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера».
Участники выставки:
Лондон: Галерея Тейт Бритен
Берлин: Галерея Старых мастеров
Франкфурт: Штеделевский институт
Париж: Лувр, Музей Гюстава Моро
Визиль: Музей Французской революции
Рим: Национальная галерея современного искусства
Москва: Музеи Московского Кремля, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей
Нижний Новгород: Государственный художественный музей
Саратов: Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Серпухов: Историко-художественный музей
Выставка «Лики истории в европейском искусстве XIX века» включает около 100 произведений живописи и графики. Она предлагает зрителю познакомиться с одной из самых сложных, многогранных и интересных тем в европейском искусстве Нового времени, до сих пор мало изученной. На протяжении столетия, в силу глобальных политических и социальных изменений в обществе, живописцы все дальше отходили от общих канонов и принятых правил изображения исторических сюжетов, отстаивая собственное видение темы.
Источник: новости Министерства культуры Российской Федерации
XIX век в европейской культуре – время радикальных перемен. Стремительная смена ритма жизни и исчезновение вековых традиций и устоев, научные открытия археологов и смелые гипотезы философов и биологов, кровопролитные революции и изобретение паровой машины, колонизация и новые географические открытия разрушили привычную для человека картину мира. Повседневность утратила свою стабильность, а будущее – предсказуемость. Единственной устойчивой опорой стало прошлое, которое стало восприниматься как «золотой век» в истории человечества.
Э. Мейссонье. Карл, Великий император франков. Ок 1840По сравнению со своими предшественниками художники XIX века необычайно расширили историческую тематику в живописи. Они обращались теперь не только к античности, но и к истории своего народа, литературным произведениям и средневековым источникам. Персонажами их монументальных полотен становятся писатели и художники, ученые и путешественники – герои, чей жизненный путь и деяния оставили значительный след в истории. Такие личности, как Галилео Галилей, Христофор Колумб, Жак Стелла, Фридрих Шиллер, Бенвенуто Челлини зачастую приобретали острую значимость и актуальность в современной жизни, бурлящей различными событиями. На смену библейским царям и римским полководцам все чаще приходят неведомые широкой публике правители Средневековья с яркой и необычной судьбой. Среди них – королева Фредегонда - активная участница длительной кровавой борьбы в роде Меровингов, король Рудольф Габсбург, первый представитель династии Габсбургов на престоле Священной Римской империи и основатель Австрийской монархии, император Максимилиан, покоривший полмира удачными династическими браками своих детей и внуков, и многие другие персонажи.
Этот масштабный выставочный проект предоставляет зрителю уникальную возможность познакомиться с целой эпохой в европейском искусстве. Он показывает, как ожидания и чаяния людей, живших в период политических кризисов, экономических коллизий и научных открытий, отразились в творчестве представителей различных художественных школ.
Среди шедевров, представленных на выставке, – знаменитый эскиз к «Клятве Горациев» Ж.-Л. Давида, полотна Д. Энгра, Э. Делакруа, О. Домье, А. Менцеля, графика Ф. Гойи, произведения художников назарейцев и лучшие работы прерафаэлитов, картины живописцев русской школы, представленные как шедеврами, так и мало известными московской публике работами из музеев России. Многие произведения связаны с историческими событиями, сотрясавшими Европу на протяжении всего XIX столетия.
Выставка является прекрасным примером стремления европейских культур к единению и взаимопроникновению, что, однако, никогда не мешало им сохранять национальное своеобразие. Участие в экспозиции произведений российских художников позволяет по-новому взглянуть на русское искусство XIX столетия и в очередной раз доказывает, что Россия является неотъемлемой частью общеевропейского культурного пространства. На выставке можно будет увидеть один из ранних эскизов знаменитой картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», библейские эскизы А.А. Иванова, исторические работы В.И. Сурикова, и многое другое.
Зрители также смогут увидеть произведения декоративно-прикладного искусства, которые послужат прекрасным дополнением к живописи. Предметы, окружавшие людей той эпохи, подробно расскажут об их жизни, надеждах, вкусах и увлечениях.
Кроме того, на выставке будет представлена и скульптура, раскрывающая историческую тему. Например, помимо знаменитых монархов и военачальников, стали появляться образы людей науки и искусства.
Выставка «Лики истории в европейском искусстве XIX века» не только откроет зрителю огромный пласт культуры, но и даст импульс дальнейшему изучению этого явления.
Музыкальная программа проекта так же отражает главную идею выставки. Об исторических сюжетах, личностях, действующих лицах какого-либо исторического события, посетителю расскажет «программная» музыка – то есть имеющая словесную, сюжетную программу, раскрывающую запечатленное в ней содержание, например оратории, оперы и симфонии.
В музыкальную программу фестиваля этого года входит, прежде всего, оперная музыка: отрывки из опер русских классиков М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, специально подготовленная постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» на текст одной из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, где героями являются исторические персонажи. Также будет представлено такое значительное явление в музыкальной культуре, как Гамбургская опера XVIII века - первый публичный оперный театр в Германии: прозвучат очень редко исполняемые отрывки из произведений Маттезона, Кайзера, Телемана, Конради, создававшиеся как отклик на политические события того времени.