РусEng

Министерство культуры Российской Федерации

Сотрудничество Россия – Европа в области культуры

Министерство культуры Российской Федерации
Совет Европы
ЮНЕСКО
Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”
Европейская цифровая библиотека ЕВРОПЕАНА
MINERVA PLUS в России
Европейский проект ATHENA
Европейский фонд культуры
Европейская культура в действии
Печать
Главная  /  Новости

Новости

19|062010Интервью с Президентом научного комитета по педагогическому использованию Всеобщей истории Африки Эликия М’Боколо

« Мы собираемся в Триполи во второй половине июня. Это собрание примерно двадцати историков, в основном африканцев, но среди нас есть и   представители Северной и Южной Америки а также европейцы. Больше всего представлены ведущих специалистов начального и среднего образования из стран Африки, поскольку тема встречи – использование  в педагогических целях изданной под эгидой ЮНЕСКО в 8 томах Всеобщей истории Африки.    

Эта Всеобщая история представляет собой огромные тома, по 1 200 страниц каждый, которые обращены к грамотной, весьма образованной публике. Сейчас вопрос состоит в том, чтобы все это адаптировать для использования в системе начального и среднего образования всех стран Африки, от Средиземноморья до Тихого океана.  

Сама идея издания Всеобщей истории Африки является, несомненно, одним из крупнейших интеллектуальных проектов ЮНЕСКО. Это не только интеллектуальный, научный проект, но он также посвящен идее сближения культур и упреждения  вооруженных конфликтов, поскольку мы знаем, что именно в умах людей зарождается мысль о войне.    

Таким образом, этот проект был ответом ЮНЕСКО на призыв африканских интеллектуалов, историков и философов, среди которых был, в частности, Джозеф Ки-Зербо. Это было обращение к авторитетному учреждению системы ООН в тот период, когда страны Африки обретали свою независимость, и они нуждались в том, чтобы крупнейшие ученые мира, как африканцы, так и представители других континентов, издали общий труд, который излагает подлинную историю Африки, а не собрание различных мифов, бывших в широком ходу на континенте.  

В этой публикации принимали участие ученые того поколения, которое предшествовало моему, они начинали работать в 50-е годы и большинство из них уже, к сожалению, умерли. Это был нечто абсолютно новое, впервые ЮНЕСКО опубликовала полную  историю отдельного региона – Африки, причем, эта работа было доведена до конца, поскольку все 8 томов были изданы на французском и английском языках - рабочих языках ЮНЕСКО. Началось издание и на арабском и африканских языках (суахили, хауса). То есть работа эта продолжается и сегодня, это  самый актуальный и авторитетный источник. Именно поэтому руководители африканских стран через Африканский Союз обратились в ЮНЕСКО с просьбой оказать интеллектуальное и техническое содействие для того, чтобы на основе этих 8 томов издать  менее объемные публикации, адаптированные для  обучения детей и молодежи в возрасте от 6 до 11 лет и  от 12 до 18 лет в системе среднего образования.  

Проблема преподавания истории в африканских странах состоит в том, что в начальный период обретения последними независимости все страны предполагали изучать одну общую историю африканского континента, По мере же обретения национальной государственности, этот подход в силу разногласий и конфликтов между разными регионами изменился, и приоритет был отдан национальной истории. Я считаю, что это был неизбежный этап, но сегодня, как мы видим, Организация Африканского Единства уступила место Африканскому Союзу, и мы сейчас находимся в контексте финансовой, экономической, а также  интеллектуальной и культурной глобализации. Таким образом, представляется необходимым дать африканской молодежи общее видение исторического процесса на континенте, не отсекая при этом ни в коей мере национальные аспекты. Я полагаю, что это уникальная инициатива всемирного масштаба, в которой помочь нам может только ЮНЕСКО. Суть ее в том, что более 50 стран Африки получат общую базу преподавания истории, и мы уверены в успехе этого предприятия. Тем самым мы все сделаем важный конкретный вклад в реализацию проекта африканской интеграции, который отвечает чаяниям африканцев. Мы также думаем, что в дальнейшем, с учетом процесса глобализации,  страны Латинской Америки, где велик процент населения африканского происхождения, станы Северной Америке и, разумеется, Европы получат учебник для преподавания истории Африки, подготовленный лучшими эрудитами мира и имеющий престижную эмблему ЮНЕСКО, отражающий инициативу и поддержку этой крупнейшей структуры ООН, отражающей идеалы гуманизма, миротворчества и интеграции».  

Источник: портал ЮНЕСКО