РусEng

Министерство культуры Российской Федерации

Сотрудничество Россия – Европа в области культуры

Министерство культуры Российской Федерации
Совет Европы
ЮНЕСКО
Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”
Европейская цифровая библиотека ЕВРОПЕАНА
MINERVA PLUS в России
Европейский проект ATHENA
Европейский фонд культуры
Европейская культура в действии
Печать
Главная  /  Новости

Новости

07|11201110-летие принятия Всеобщей декларации о культурном разнообразии

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА КОМИСИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ЮНЕСКО, ДОКТОРА КУЛЬТУРОЛОГИИ, ПОСЛА Е.Ю.СИДОРОВА НА СПЕЦИАЛЬНОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ В РАМКАХ 36-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЮНЕСКО ПО СЛУЧАЮ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПРИНЯТИЯ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ О КУЛЬТУРНОМ РАЗНООБРАЗИИ
(Париж, штаб-квартира ЮНЕСКО, 2 октября 2011 г.)

«КУЛЬТУРА НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ»

Десятилетие принятия Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии наводит на мысли о состоянии культуры в общемировом контексте.

Сегодня ЮНЕСКО – это именно та организация, которая может сегодня заниматься культурными проблемами, беспокоящими сегодня весь многоязычный разнообразный мир.

Мне кажется, что сегодня мало кто из ученых, социологов, культурологов, историков сомневается в том, что культура переживает сегодня серьезный кризис, связанный с изменением парадигмы мирового общественного развития.

Все знают, что глобализация требует унификации; для культуры унификация чревата нередко уничтожением или, по крайней мере, резким снижением уровня в сторону массовидности, стандартизации, упрощения смыслов.

Эти процессы характерны для России, для многих других стран и для Европы, где  они особенно наглядны как раз в силу того, что этим процессам предшествовала динамичная, богатая, цветущая многовековая культура, имеющая источником древнегреческую и христиано-иудейскую традицию.  Россия при всех восточных вкраплениях, безусловно, принадлежит к этой ветви интеллектуально-духовного развития человечества.

Широко известная дихотомия О.Шпинглера «культура-цивилизация» сегодня уже не работает и является чисто историческим переживанием. Цивилизация давно поглощает культуру, а вместе с ней и человека, носителя культурно-национального кода, передаваемого из поколения в поколение. Разве не видно, что экономический прагматизм, вытеснение гуманитарного начала из общественной жизни стали повседневной практикой и политикой. Я уже не говорю о военных конфликтах, терроризме, религиозной нетерпимости, криминализации жизни. Большая опасность исходит также от спекулятивного коммерческого приспособления культуры для огромных масс с помощью новых информационных технологий.

Бороться против этого процесса так же бессмысленно, как раньше было следовать луддитам в их борьбе с позднесредневековой модернизацией производства. Как показывает мировая практика, культурная политика может быть направлена лишь на оптимизацию и смягчение возможных негативных последствий, которые влекут за собой стандартизацию, разрушение наследия, сокращение удельного веса  классики в художественной жизни общества, угрозу инновационным процессам, рассчитанным на дальнюю перспективу и т.д.

Эпоха постмодерна, в которую вступило человеческое сообщество, вызвала невиданную прежде атаку визуальной культуры, которая занимает все большее место  и вытесняет традиционные институты. Но культура – не спортивное состязание, не отмена, а сложное сосуществование пластов, модернизация традиции, подчеркиваю – модернизация традиции, прежде всего.

У нас в ЮНЕСКО любят поговорить, как ликвидировать нищету и неграмотность с помощью новых цифровых технологий. Но ведь только чуть более 10% населения Земли имеют доступ к сетям, а неграмотных в процентном отношении стало даже больше – почти каждый шестой сегодня не умеет читать и писать. Так вот: кино не отменяет театр, а ведь были пророчества о гибели театра в эпоху кинематографа. Телевизор не отменил книгу. «Глобальная деревня» Маклюэна, о которой здесь упоминали,  - такой же миф, как и всемирное коммунистическое братство.

Я вспоминаю, как крупнейший представитель современной подмодернистской культуры, писатель, философ У.Эко, с которым мы беседовали на эту тему, говорил: «Совершенно незачем вытеснять старое новым. Это всеобщий закон. У на с есть и то, и другое, слава Богу… Не надо противопоставлять визуальную и вербальную коммуникацию: надо совершенствовать и ту, и эту».

Неотменность слова, буквы (буквально по «Евангелию от Иоанна») есть мощный аргумент в защиту от дурной визуальности, которая претендует на глобальное первенство. Сегодня общество и его отдельные члены остаются во власти техницизма и глобального рынка, которые без воздействия со стороны культуры могут начать функционировать только в своих интересах, а не в интересах человека. И это надо признать со всей определенностью.

Отсутствие внятных стратегических стимулов и критериев искажает правильную оценку культурного прошлого. Современный человек загнан в глобальное технологическое гетто, где культура в лучшем случае – это музей подарков прошлого, почти не стимулирующих развитие, современность.

Но подобный процесс не может продолжаться до бесконечности. Душа будет проситься на свободу в самых неожиданных местах и проявлениях – протестуя, создавая сначала подпольную реальность, готовя культурный взрыв невиданной силы, объединяя людей в некое новое, гуманистическое единство, боюсь, к несчастью, через войны и техногенные катастрофы. Но сначала надо пройти до конца национальную стадию возрождения культуры в условиях постмодерна, ибо без сохранения и утверждения идентичности никакой дальнейшей культурно-цивилизационный синтез не возможен, как не возможно и подлинное культурное разнообразие. Ведь цель любого культурного разнообразия – человеческое единство на более высоком уровне.

Спасибо, желаю вам добра и счастья!

Министр культуры Российской Федерации (1992—1997), Чрезвычайный и Полномочный Посол, Постоянный представитель России при ЮНЕСКО  (1998—2002), Посол по особым поручениям (2002—2004), член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО  (с 1992 по настоящее время).

Источник: Постоянное Представтильство Российской Федерации при ЮНЕСКО