РусEng

Министерство культуры Российской Федерации

Сотрудничество Россия – Европа в области культуры

Министерство культуры Российской Федерации
Совет Европы
ЮНЕСКО
Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”
Европейская цифровая библиотека ЕВРОПЕАНА
MINERVA PLUS в России
Европейский проект ATHENA
Европейский фонд культуры
Европейская культура в действии
Печать
Главная  /  Новости

Новости

18|112009ИКОМ России на Втором Европейском форуме корпоративных музеев

ИКОМ России принял участие во Втором Европейском форуме корпоративных музеев, который состоялся 13-14 ноября 2009 в Милане в рамках Корпоративной культурной недели. Форум организован по инициативе профессора Массимо Негри итальянской Ассоциацией корпоративных музеев (Museimpresa) и Провинцией Милана при поддержке Ассоциации предприятий Ломбардии (Assolombarda), итальянской Ассоциации промышленников и предпринимателей (Confindustria) под патронатом Международного совета музеев (ИКОМ) и Министерства культуры Италии (Ministero per i beni e le attivita culturali). Российскую делегацию возглавила Исполнительный директор ИКОМ России – Г.Б. Андреева. Ее презентацией открылась первая сессия форума. Доклад под нетривиальным «космическим» названием – «Музейный ландшафт России: Неопознанные «нелетающие» объекты» вызвал оживление в зале и неподдельный интерес участников из более десяти стран Европы. Выступление было посвящено впечатляющему музейному «ландшафту» России, в том числе истории появления и развитию корпоративных музеев в различных секторах отечественной промышленности, экономики, бизнеса. Уфологическая терминология в названии доклада была использована неслучайно. Многие российские корпоративные музеи остаются «неопознанными объектами» с точки зрения юридического и организационного статуса, «скрываясь» в структурах компаний, функционируя как фонды, они не регистрируются как музеи со всеми вытекающими последствиями. В разговоре о корпоративных музеях России аудитории предлагалось поразмышлять над вопросами:

·  Существует ли полноценное определение понятия «корпоративного музея» современного типа?

·  Определен ли статус корпоративных музеев и признаны ли они профессиональным музейным сообществом?

·  Что общего между музеями, определяемыми таковыми Уставом ИКОМ, и корпоративными музеями, какова специфика последних? Функционируют ли они в полной мере как классические музеи?

· Используют ли корпоративные музеи более современные творческие решения (в концепции, в создании экспозиции и т.д.), более эффективные модели управления и развития, более сложные виды коммуникации? Осуществляют ли они коммуникацию с широкой публикой?

·  Находимся ли мы в диалоге, всегда ли мы понимаем язык «пришельцев», каковыми можно воспринимать корпоративные музеи нового типа? Или идет параллельное развитие музейных «цивилизаций», способов и языковых норм коммуникаций различного типа музеев и общества?

·  Находятся ли корпоративные музеи вне «гравитационного поля», «законов тяготения» - определенных норм, правил, музейных стандартов, системы отчетности и контроля под действие которых попадают традиционные музеи, (в России - зарегистрированные системой учета ГИВЦ Министерства культуры РФ)? 

В российскую презентацию были включены примеры наиболее активных и имеющих планы перспективного развития корпоративных музеев в нефтяной, газовой, энергетической сфере, транспортном секторе, в банковском деле, в отрасли, связанной с производством продуктов питания и напитков и др. В их числе музеи Лукойла. Роснефти, Газпрома, Банка России, Музейный комплекс «Мир Воды» Водоканала Санкт-Петербурга, Музей истории шоколада и какао (МИШКА), Музей гидроэнергетики в Угличе и др. Были продемонстрированы примеры работы компании Альваспецстрой, проектирующей и создающей корпоративные музеи «под ключ».

От российской делегации также выступила Л.А. Нумерова, директор Музея истории шоколада и какао, открывшегося весной 2009 года. Участникам Форума был представлен видео-ролик, посвященный музею.

Российским комитетом Международного совета музеев была представлена брошюра на английском языке о миссии ИКОМ, о членстве и приоритетных направлениях деятельности ИКОМ России на 2009 - 2010 годы. Среди участников Форума были распространены материалы о музеях и компаниях, представленных членами российской делегации.

На Форуме состоялась презентация трех изданий – путеводителя на итальянском и английском языках «Индустриальный туризм в Италии» (2008), сборник статей «Уровень качества в музеях» (2009), итоговой публикации материалов Первого Европейского музейного Форума корпоративных музеев, прошедшего в Милане в 2008 году.

Члены делегации посетили Музей науки и техники имени Леонардо да Винчи, корпоративный Музей компании Kartell, представительство компании Martini. 

Организационная работа по подготовке участия российской делегации во Втором Европейском Форуме была проведена специалистом по международным связям ИКОМ России – А.М. Гнедовским. Оформление презентации – специалистом по связям с общественностью К.И. Новохатько.

ИКОМ России намерен развивать сотрудничество с корпоративными музеями России. Формируется соответствующая база данных. Прорабатывается вопрос создания Ассоциации корпоративных музеев России с учетом опыта и во взаимодействии с Европейским музейным форумом. Очередное заседание рабочей группы корпоративных музеев России намечено на весну 2010 года.

Во время пребывания в Милане российской делегации также состоялись переговоры Исполнительного директора ИКОМ России с Вице-президентом ИКОМ Италии и представителями руководства издательского дома SKIRA о возможном сотрудничестве в рамках проведения года Италия-Россия-Италия в 2011. Эта тема получила развитие во время встречи Исполнительного директора ИКОМ России с директором Итальянского института в Москве г-ном ди Мауро.

 

 

Презентация "UNFO. Museum landscape of Russia"

Список участников российской делегации и программа форума

Источник: сайт ИКОМ России